Пэтси Хулихэн

💫 Величайший игрок в снукер, которого вы никогда не видели!

5/5 - (1 голос)

Люк Уильямс объясняет, что заставило его потратить более двух десятилетий на изучение жизни и деятельности легендарных представителей снукерной субкультуры…


Пока я не прочитал автобиографию Джимми Уайта в 1998 году, я никогда не слышал о Пэтси Хулихэн.

Когда я прочитал, что Уайт считал его одним из величайших игроков в снукер, которых он когда-либо видел, мое любопытство узнать больше о Хулихэне вскоре превратилось в навязчивую идею, которая, в свою очередь, стала непоколебимой решимостью привлечь к его замечательной жизни более широкое внимание.

Мои поиски наконец-то завершились в прошлом месяце, и тогда моя книга «The Natural: The Story of Patsy Houlihan, The Greatest Snooker Player You Never Saw» была опубликована.

«The Natural: История Пэтси Хулихэна, величайшего игрока в снукер, которого вы никогда не видели».

Когда книга «The Natural» появится на книжных полках, исполнится 45 лет с момента единственного выступления Хулихэна в «Крусибле». На чемпионате мира 1978 года он победил Криса Росса и Джима Мидоукрофта в квалификации и занял свое место в Last-16 в Шеффилде против Клиффа Торбурна. Хулихэн уступил со счетом 8-13, но не раньше, чем продемонстрировал блеск своего огромного таланта, сделав серию отличных брейков.

«Парень, [Пэтси] был отличным игроком», — вспоминает Торбурн. «Я должен был быть очень осторожен против Пэтси, потому что если шары были открыты, он мог добраться до тебя. Он очень опасный игрок».

По правде говоря, Хулихэн — ему тогда было 48 лет — уже находился на спаде, ослабевающее зрение и проблемы с рецидивирующим конъюнктивитом ослабили его внушительные способности.

Патрик Уильям Хулихэн родился 7 ноября 1929 года в Дептфорде, на юго-востоке Лондона, и умер 77 лет и один день спустя, проведя всю свою жизнь на небольшом расстоянии от места своего рождения.

«Дептфорд был для него всем», — сказала мне дочь Хулихэна Пэтси Гирл, а в пабах старой школы и ряде снукерных залов его имя до сих пор произносят с благоговением. Комик Саймон Дэй вспоминал: «Какой легендой был Пэтси. Он был как снежный человек — его редко кто видел, но старые игроки снукерных залов всегда говорили [когда видели игру кого-то другого]: «Он не смог бы победить Пэтси!».

Его профессиональная карьера с 1971 по 1993 год была скромной, а вот любительский послужной список Хулихэна был впечатляющим: семь титулов чемпиона Лондона, первый из которых был завоеван в 1954 году, а также желанный чемпионат Англии среди любителей в 1965 году.

В том финале любительского чемпионата Англии Хулихэн разгромил будущего чемпиона мира среди профессионалов Спенсера со счетом 11-3 в «Blackpool Tower Circus» на глазах у 1750 зрителей, до этого уже победив чемпиона мира среди любителей Гэри Оуэна и будущего шестикратного чемпиона мира среди профессионалов Рэя Риардона.

Победа Хулихэна над Риардоном со счетом 6-5 (после отставания 1-5) стала, возможно, величайшим любительским матчем в истории.

«Когда мы пожимали друг другу руки, Рэй сказал, что меня нужно посадить в тюрьму», — смеялся позже Хулихэн. «Поскольку он тогда был полицейским, я подумал, что это звучит неплохо».

Общий рекорд Хулихэна в английском любительском чемпионате был звездным — 64 победы из 77 матчей. Его вершина? Двенадцать месяцев, с середины 1964 года до 1965 года, когда он выиграл 20 матчей подряд и пять трофеев подряд — титулы Лондона, Англии, а также трофей BA&CC ITV Television и турнир Muswell Hill «Green Man».

Любительский рекорд Хулихэна был установлен в то время, когда неоплачиваемый снукер обладал гораздо большей силой, чем застойные профессиональные ряды, когда такие игроки, как Клифф Уилсон, Рон Гросс и Маркус Оуэн боролись с Хулихэном за первенство.

К сожалению, никто из этого богатого талантами поколения не был поддержан тогдашним снукерным королем Джо Дэвисом и небольшой группой других внутренне ориентированных профессионалов. В случае с Хулихэном, Дэвис не одобрял склонность Пэтси к игре на деньги, часто в сомнительных снукерных залах.

Хулихэн (слева) в снукерном клубе Pot Black на Варденс-Роуд вместе с Тони Мео, Уолли Уэстом, Ноэлем Миллером Чиверсом, Джимми Уайтом и Бобом Харрисом (фото Патрисии Хулихэн).

Как сказал мне бывший председатель WPBSA Рекс Уильямс:

«Джо Дэвис был очень внимателен к тем, кто приходил в профессиональные ряды. Он изучал вашу биографию, и если она была хоть немного сомнительной, то шансов не было. Пэтси подал заявку и получил отказ. Он был выходцем из очень бедного рабочего класса… Это не должно было сыграть против него, но, возможно, сыграло».

Правда заключалась в том, что азартные игры и матчи на деньги были единственным способом для парня из рабочего класса, такого как Хулихэн, заработать на жизнь снукером — и он зарабатывал. Действительно, его репутация была настолько внушительной, что ему приходилось придумывать новаторские ставки, чтобы убедить людей рискнуть сыграть с ним.

Шестикратный чемпион мира Стив Дэвис вспоминал:

«Пэтси играл с людьми, и ему не разрешалось, чтобы кий касался борта или чего-то еще. Люди думали, что смогут победить его, если у них будет такой гандикап, но он был настолько искусен, что все равно выигрывал».

В других случаях Хулихэн играл на деньги одной рукой, левой рукой или даже концом метлы, а не кием.

Шансам Хулихэна стать профессионалом также не способствовала судимость, полученная в 1966 году, когда он в пьяном виде вломился на склад с парой приятелей.

Этот проступок, наряду с индо-пакистанской войной, не позволил ему принять участие в отложенном чемпионате мира среди любителей в 1966 году. Вероятно, это также стало причиной того, что заявка на переход в профессионалы в мае 1969 года была отклонена; к тому времени Спенсер и Риардон были приняты в расширенный круг профессионалов, но Хулихэн был отстранен до 1971 года.

К сожалению, ни одного видео с участием Хулихэна в действии не сохранилось, за исключением самых крохотных фрагментов. Поэтому объективную оценку его величия трудно сформулировать, хотя свидетельства тех, кто видел его игру, весьма показательны.

Джимми Уайт, который провел много часов, играя с Хулихэном и Тони Мео в легендарном клубе Pot Black на Варденс-роуд в Баттерси в 1970-х годах, по-прежнему считает его величайшим — или одним из величайших — игроком, когда-либо живших на свете.

Хулихэн (справа) с валлийским талантливым игроком в снукер Клиффордом Уилсоном возле дома Burroughes and Watt в Лондоне.

«В некоторые дни Пэтси приходилось нелегко, потому что накануне он пил, играл в азартные игры или что-то еще. Но когда все соединялось и он начинал выступать, он был как никто другой на земле», — объяснил Уайт. «В этом мире есть определенные люди, определенные спортсмены, такие как Флойд Мэйвезер в боксе или Тайгер Вудс в гольфе, как Ронни О’Салливан сегодня, которые, когда они достигают своего пика, просто не могут быть побеждены… Хулихэн был таким».

Еще один сторонник Хулихэна — Билл Кинг, отец ветерана тура Марка, который после десятилетий работы в снукерном мире остается непоколебимым в своем мнении, что Хулихэн был «лучшим игроком в снукер, которого я когда-либо видел».

О стремительности Хулихэна за столом ходили легенды, и считается, что он был первым игроком, сумевшим сделать сенчури брейк менее чем за четыре минуты. Человек, которому сейчас принадлежит рекорд самого быстрого телевизионного сенчури брейка, Тони Дрэго, видел игру Хулихэна, когда тот был на пике своей формы, тем не менее, мальтийский игрок признается: «Мы играли в одну и ту же игру, Пэтси и я, только он, наверное, был еще быстрее».

Трогательно, что все, с кем я говорил о Хулихэне, отмечали, что он был человеком, чья щедрость по отношению к другим, особенно к молодым игрокам, была очень велика. Не добившись успеха в профессиональной карьере, Хулихэн имел все основания для обиды, но вместо этого он выбрал доброту.

Пример? Бывший профессионал Тони Мео обычно отказывается от интервью, однако он сделал исключение, когда речь зашла о Пэтси Хулихэне, позвонив автору и сказав: «Мне предлагали сделать всевозможные материалы о снукере 1980-х годов… и мне это просто неинтересно. Но вы делаете что-то очень хорошее, написав о человеке, который был таким отличным парнем, и это значит для меня очень много».

«Приятно, что Пэтси Хулихэна помнят, потому что он был добрейшей души человеком… Что я могу сказать? Мы любили его».

Источник, перевод.

Подписывайтесь на нас во ВКонтакте и Telegram, чтобы не пропускать новые материалы!

Поделитесь с друзьями