марк селби, чемпионат мира

Чем измеряется успех в снукере?

Оцените статью. Спасибо!

Известный британский журналист Дэвид Хендон анализирует карьеру и мышление Майкла Холта и задается вопросом «Что есть успех?».

В интервью Metro UK Майкл Холт, который стал профессионалом в 1996 году, выразил разочарование своей карьерой, которая не может похвастаться теми достижениями, что есть у его сверстников.

Майклу 41 год. В начале сентября он занимал 43-ю строчку в мировом рейтинге, однако в 2014 году он занимал 20 место, что является лучшим результатом в его карьере.

Его лучшее выступление в карьере можно считать участие в финале рейтингового турнира Riga Masters в 2016 году и Shoot Out в 2019. Он выиграл два низкорейтинговых турнира: European Players Tour Championship 2010, одолев в финале Джона Хиггинса и PTC в 2011 (тогда в финале Холт был сильнее Доминика Дэйла).

Можно найти много игроков, которые бы гордились этими достижениями, но для Майкла Холта этого явно недостаточно.

Майкл Холт
Майкл Холт на турнире Shoot Out.

«Признаюсь честно, я полностью провалился», — говорит Холт. «Я потратил столько лет на игру. Я не чувствую, что достиг уровня, которого мог бы.»

«Я думаю, что я остаюсь в туре так долго, потому что действительно хорош в этом, но я еще никогда не чувствовал себя действительно комфортно. Я побеждал достаточно хороших игроков, потому что я сам хороший игрок. Я всегда был рядом с топовыми игроками, потому что я могу играть в снукер, но топовые игроки имеют не только один хороший день и три неплохих дня, они имеют три хороших дня и один неплохой день.»

«Это постоянство делает тебя чемпионом. Если вы спросите чемпиона сколько раз он играл хорошо в течение сезона, он скажет, что не так много. Но чемпионы не опускаются ниже 70% своей результативности, когда они не играют в свой лучший снукер. Они играют хорошо и этого достаточно.»

«Я никогда не чувствовал себя достаточно комфортно, чтобы играть на том уровне, который мне нужен для стабильности, и именно поэтому в снукере сейчас я там, где я есть. Это расстраивает, потому что, очевидно, все эти годы мне не хватало уверенности, но у меня была абсолютная вера в то, что я хороший игрок.»

«Думаю, что я могу быть топовым игроком, искренне в это верю. Я могу сыграть любые шары. В своей жизни я никогда не играл с игроками, думая при этом: «Мне не под силу сделать это». Я всегда чувствовал, что мне все под силу. У меня всегда была вера в это, поэтому я продолжаю играть в снукер.»

«С моим кьюингом все хорошо. Но ты теряешь веру, начинаешь искать причины этого, ты думаешь, что найдешь что-то, но это не так. Это действительно мир боли. Но у меня есть и всегда была вера в себя. Но для того, чтобы постоянно побеждать, ты должен быть очень и очень хорошим игроком. Для игроков, которые постоянно побеждают, это просто мышление. Они технически не лучше других игроков, они не забивают шары, которые не могут забить другие. Для топовых игроков любого вида спорта мышление является главным источником успеха. Миллионы гольфистов в мире могут играть также, как и другие игроки, но когда дело доходит до самой игры, они не могут ничего показать. То же самое происходит и в снукере. Все имеют технику игры, но, в конце концов, вы должны показать свою игру на арене, и в этом заключается разница.»

«Все построено вокруг мышления. Это странно, потому что нет правильного или неправильного пути для преодоления этого. Ты должен найти свой путь, чтобы справиться с этим как можно скорее, и начать пожинать плоды.»

Холт часто занимается самокритикой, но его заявление о том, что он играет хуже некуда, не выдерживает критики. Он мог играть еще хуже. Он мог не стать профессиональным игроком, или не играть в мэйн-туре, или никогда не выступить в Крусибле, или никогда не выиграть телевизионный матч, или никогда не достигнуть финала, или никогда не выиграть титул.

Он выиграл Ронни О’Салливана в трех телевизионных матчах в 2016 году. В этом же году Холт одолел Нила Робертсона в первом раунде Чемпионата мира в Крусибле.

Майкл Холт заработал больше одного миллиона фунтов стерлингов в качестве призовых денег и сделал 199 сенчури в карьере, если учитывать Paul Hunter Classic 2019. Холт стоит на пороге 200-ой сотенной серии, что сделает его 36-ым игроком, которому покорился этот рубеж.

Однако, он чувствует, что мог и должен был достичь большего. Майкл начинал свою карьеру еще в 90-е, будучи юниором, когда игра в Великобритании была на высоте, снукерные клубы были переполнены игроками, а соревнования проводились крайне часто.

Близкие друзья Майкла — Джо Перри, Барри Хоукинс и Энтони Хэмильтон — имели победы на рейтинговых турнирах. Игроки с менее явным талантом, чем у Холта, уже выигрывали рейтинговые титулы.

Однако, в его интервью есть противоречие. Он заявляет, что никогда не чувствовал себя комфортно, но при этом испытывает абсолютную веру в то, что он хороший игрок.

Так почему Майкл Холт не чувствует себя комфортно? Почему у него возникают сложности с тем, чтобы перенести свою уверенность на снукерный стол? Это как раз тот момент, когда большую роль играет давление.

Великие игроки выделяются среди остальных своей способностью выдерживать давление. Снукер — медленная игра и очень индивидуальный вид спорта, поэтому давление является причиной, по которой некоторые игроки на больших аренах и при зрителях не способны делать то, что на тренировке для них считается простой формальностью.

Когда на тебя смотрит большая публика, телевизионные камеры, и при этом ты понимаешь, как сложно идти к титулу на турнире, — все это только усиливает давление.

Стив Дэвис когда-то сказал: «Очень важно играть так, будто игра ничего не значит.» Проблема в том, что игра значит все, если это твоя карьера.

Майкл Холт всегда носил с собой тревожную энергетику, которую в критические моменты он пытался успокоить. Его изречения приводят к более широкому вопросу: что есть успех?

В 1991 году профессиональный снукер стал открытым для всех, кто мог заплатить взнос за участие. Это привело к тому, что около 700 игроков стали профессионалами, большинство из которых даже не приблизились к достижениям Майкла Холта.

В сравнении с этими игроками, Холт успешен. Однако, например, в сравнении с Марком Селби Холт уступает ему.

Марк Селби, English Open
Марк Селби вместе со своей семьей на English Open 2019.

И все же, это явный успех, учитывая, что Майкл пребывает в профессиональном туре на протяжении 23 лет и зарабатывает снукером на жизнь (в прошлом сезоне Холт заработал £70 000 призовых денег).

Не все игроки становятся чемпионами мира. Если ты не выигрывал Чемпионат мира, это не значит, что ты неуспешный игрок.

В современном мире мы попадаем под влияние маркетологов, медиа и политиков, которые навязывают нам материальные ценности, и говорят, как нам лучше жить: купи это, посмотри то, проголосуй за меня.

Они как-бы посылают нам сообщение: ты будешь счастлив только тогда, когда купишь машину получше или самый большой дом, будешь обладать идеальным телом, либо роскошно проведешь выходные и так далее.

Парадокс в том, что погоня за этими очевидными и «улучшающими» жизнь ценностями, — это путь к несчастью. Социальные сети подтверждают, что всегда будет кто-то богаче тебя, более красивее и более успешнее. Ты можешь найти их в Инстаграме за несколько секунд.

«Стремление» — это слово, которое используют политики, оправдывая в разговоре с людьми их недостаточно хорошую жизнь, и призывают голосовать за партию, которую они представляют. Затем люди избирают эту политическую партию и начинает казаться, что ситуация не сильно улучшается, возможно потому, что до этого жизнь была не такой уж и плохой.

Достижение своей мечты, когда вы гнались за ней так долго, делает вас успешным. Но как ощущается этот успех?

Джадд Трамп, Чемпионат мира 2019
Джадд Трамп — чемпион мира 2019 года.

Несколько чемпионов мира признавались, что чувствовали себя опусташенно, когда достигли своей самой главной цели в жизни — одержали победу в Крусибле. Джадд Трамп сказал, что после победы на Чемпионате мира в этом году, он почувствовал облегчение, а не восторг.

Марк Уильямс выиграл свой первый титул чемпиона мира в 2000 году и после этой победы лег спать, выпив только стакан молока. Он совсем не праздновал свою победу. Однако, он компенсировал это целым годом буйного пьянства, когда выиграл титул в третий раз в 2018 году.

Стивен Хендри выигрывал титул чемпиона мира целых семь раз, но он до сих пор разочарован, что не смог выиграть восьмой трофей в 2002 году, когда проиграл в финале Чемпионата мира Питеру Эбдону со счетом 18-17.

По всем меркам, Хендри был успешным, но для него самого его поражение Эбдону явилось провалом, потому что Стивен был одержим новыми победами и, соответственно, новыми успехами. Для спортсменов такого уровня почти все измеряется успехом.

Вот почему оплошности топовых игроков преувеличивают. Никто не будет спорить с тем, что Стив Дэвис — успешный игрок в снукер. Однако, он ответственен за то, что является главным героем самого известного провала в истории снукера. Стив не забил черный шар, который стоил ему титула чемпиона мира в 1985 году.

Стив Дэвис 1985
Подавленный Стив Дэвис после своего поражения Деннису Тейлору в одном из самых выдающихся финалов чемпионата мира в истории снукера. 1985 год.

Джимми Уайт, заядлый соперник Дэвиса и Хендри, никогда не выигрывал Чемпионат мира, но он всегда был любимцев публики в любом матче. Настоящий народный чемпион. Любовь публики к Джимми сохраняется и по сей день.

Уайт в свои 57 лет самый возрастной игрок в профессиональном туре. Все праздновали его победу на Чемпионате мира среди ветеранов в августе этого года. Этот мальчик из рабочего класса, родившийся в Тутинге, добился успеха в своей жизни, несмотря на то, что на его полке с трофеями отсутствует желанный кубок чемпиона мира.

Другие сферы жизни дают дополнительные примеры сложности оценки успеха.

Например, Майкл Хезелтайн, будучи еще студентом, написал на обратной стороне конверта план на всю свою жизнь, в том числе он хотел стать премьер-министром Великобритании, когда ему будет за 50 лет.

Он приблизился к этой цели, вытеснив Маргарет Тэтчер в борьбе за лидерство в 1990 году, прежде чем проиграл Джону Мейджору. Но он продолжал занимать должность заместителя премьер-министра Великобритании.

Тереза Мэй стала премьер-министром, но была вынуждена уйти в отставку спустя всего три года, так как она не смогла собрать большинство в Палате общин по вопросу о выходе Великобритании из Евросоюза.

Так можно ли считать Хезелтайна неудачником? Только если основываться на его собственных амбициях. Объективно, он крайне значимая фигура в британской политике и до сих пор имеет влияние.

Успешна ли Тереза Мэй? Она добилась самой высокой должности в британской политике, но ей удалось оттолкнуть от себя людей по всем сторонам политического спектра, что привело к ее падению.

Актриса театра и кино Гленн Клоуз номинировалась на Оскар семь раз и ни разу не победила. Провал ли это? Вряд ли. Она все еще остается Гленн Клоуз. Тысячи актеров убили бы за свою карьеру. И все же эта награда киноакадемии, справедливо это или нет, рассматривается как мера успеха в сфере, в которой работает Гленн.

В искусстве существует разделение между произведениями, которые получили хорошие отзывы от критиков, и которые просто пользуются популярностью. Композитор Эндрю Ллойд-Уэббер написал много мюзиклов, которые имели коммерческий успех. Большинство из них подверглись резкой критике. Но никто не станет утверждать, что Эндрю не успешен.

Вернемся к Майклу Холту. У него были амбиции, как и у большинства игроков, включая очевидную цель — выиграть крупные турниры.

Но жестокая реальность жизни игрока в снукер такова, что приходится расставлять приоритеты, и, возможно, единственный верный путь — это забыть эти цели. Сейчас Холт — муж и отец. Обеспечение хорошей жизни для его семьи, продолжая при этом играть на высоком уровне еще несколько лет, было бы одним из способов достижения успеха в снукере.

Холт играет лучше, чем большинство игроков, но не настолько хорошо, как самые лучшие. Поэтому его карьера — это смесь успехов и провалов, как и у большинства игроков. На самом деле, у большинства обычных людей жизнь состоит из серии взлетов и падений.

В элитном спорте успех может показаться измеримым: ты либо побеждаешь, либо проигрываешь. Под этой простой формулой скрываются более сложные истины.

Разочарования Майкла легко понять. Он очень хороший игрок, которому еще предстоит стать топовым игроком. Возможно, это не произойдет, но это не значит, что он не успешен.

Источник: журнал Snooker Snece, октябрь 2019. Перевод: Фархад Садыков.

Подписывайтесь на нас во ВКонтакте, чтобы не пропускать новые материалы!

Поделитесь с друзьями

Один комментарий

  1. Очень интересно! Спасибо!)

Комментарии закрыты.