Барри Хоукинс

Барри Хоукинс: скромный, недооцененный, но топовый игрок

5/5 - (2 голоса)

Если бы эра Барри Хирна искала показательный пример в спорте (в оригинале используется фраза «a poster boy» — мужчина, который является типичным примером конкретной характеристики, отношения, мнения, причины или типа человека — прим. пер.), то у Барри Хоукинса были бы все основания стать им. Он игрок, который не ищет внимания, но преуспел благодаря возросшим возможностям в снукере.

Барри начинал свою карьеру еще в те плохие для снукера времена, когда в сезоне было всего 6 рейтинговых турниров. У него явно был потенциал, но ему было трудно сделать значительный шаг вперед.

Для Хоукинса все изменилось, когда снукерный календарь стал насыщенным на события, и с тех пор он твердо зарекомендовал себя как настоящего топового игрока. Поэтому его вылет во втором раунде Чемпионата мира 2019 стал неожиданностью, ведь в Крусибле, начиная с 2013 года, он играл в финале и в четырех полуфиналах. К этому добавляется тот факт, что за это время на Чемпионате мира Барри выиграл больше матчей, чем другие игроки.

Барри выиграл три рейтинговых титула и был участником семи финалов. Он играл в финале Masters 2016 года и денежного турнира Shanghai Masters в прошлом сезоне.

В апреле Хоукинсу исполнилось 40 лет — 23 года назад он стал профессионалом. Он один из многочисленных детей Великобритании, которые росли во времена снукерного бума 1980-х годов, когда спорт пользовался заметной популярностью у британцев.

«Когда я был молодым, я жил в муниципальном поместье. Несколько моих друзей начали ходить в местный снукерный клуб, до которого нужно было идти 15 минут. И однажды вечером после школы я решил пойти туда. Как только я начал играть, то сразу понял, что влюбился в эту игру. Я стал ходить туда все больше и больше, зачищая столы. Все началось именно там», — говорит Барри.

«Я помню, как смотрел все эти финалы Чемпионатов мира с участием Джимми Уайта. Я разрыдался, когда он не забил черный шар при счете 17-17 в 1994 году. Я был опустошен, он был моим любимым игроком и вдохновлял меня заниматься снукером.»

Барри Хоукинс

«У вас бы не получилось оторвать меня от стола, когда я начал играть в снукер. Через пару лет я стал делать сотенные серии. Я начал играть в 11 или в 12 лет и выиграл Чемпионат Великобритании среди игроков до 15 лет в Хемсби. Это был тот момент, когда я решил двигаться дальше в этом направлении. По всей стране проходили юношеские турниры и я получил хорошую подготовку, играя против продвинутых игроков.»

Возможно, высокая конкуренция и безжалостная природа этого спорта заставила Барри Хоукинса сделать паузу и все обдумать. Все это могло сорвать его карьеру в снукере.

«Я начал работать офисным клерком, ходил на собеседования, в том числе пытался устроиться помощником в адвокатуру, но меня туда не взяли. Поэтому я вернулся к снукеру и, к счастью, это сработало.»

Лето 1996 года Барри провел в Norbreck Castle Hotel в Блэкпуле, где участвовал в нескончаемых пре-квалификационных соревнованиях. В этих матчах участвовали и новоиспеченные профессионалы, и опытные игроки, и сотни других перспективных снукеристов. Все они боролись за места в финальных стадиях различных рейтинговых турниров.

«Было рискованно становиться профессионалом, но если ты хочешь в чем-то преуспеть, ты должен идти на риск», — говорит Барри. «Помню, я целый год провел в Блэкпуле, и тебе нужно было только заплатить деньги и ты мог играть, независимо от своего уровня игры. Тебе нужно было пройти через семь или восемь раундов, чтобы попасть на турнир.»

«Я был хорош. Я не хватал звезд с неба, но я выиграл много матчей. Может быть я слишком много наслаждался моментом. Мне было 17 лет тем летом, когда я играл в Блэкпуле. Я мог бы проводить ночи напролет в барах, но оглядываясь назад я понимаю, что те времена были хорошими.»

«Я понял, что игрой нельзя пренебрегать, потому что потом она тебя никогда не простит. Ты получаешь то, что ты вложил в нее. Некоторые игроки приходят в спорт и оказывают большое влияние, но мне потребовалось много времени, чтобы привыкнуть играть с топовыми игроками на больших аренах и поверить в себя.»

Прогресс был стабильным, если не впечатляющим. В 1999 году Хоукинс выиграл UK Tour и достиг финала двух других турниров. В сезоне 2001/2002 он поднялся в мировом рейтинге с 85-ого места на 51-ое. Он продолжал трудиться и в 2005 году играл в полуфиналах двух рейтинговых турниров — Welsh Open и Гран-при, в которых в упорной борьбе проиграл Ронни О’Салливану.

«Игра с Ронни перед широкой публикой стала для меня большим откровением. Это был совсем другой вид давления», — говорит Барри.

Барри снова стал участником полуфинала Welsh Open уже в следующем году, в 2006. За этим последовало дебютное появление в Крусибле — сбывшаяся мечта, которая превратилась в настоящий кошмар, когда его разгромил Кен Доэрти со счетом 10-1.

«Я долго пытался квалифицироваться на Чемпионат мира», — говорит Барри. «Я победил Дина Джуньху в квалификации, поэтому я чувствовал себя прекрасно. Все рассказывали мне, что в Крусибле испытываешь совсем другое давление. Я вышел на арену и выиграл первый фрейм. Тогда я подумал: «О чем вообще все говорили мне?». Потом я понял, что это не было так просто, как могло показаться сначала. Я был как кролик перед удавом.»

Хоукинс, тем не менее, вошел в топ-16, но вылетел сразу после одного сезона. В 2007 году он выиграл квалификационный турнир на Masters, но до прихода Барри Хирна на пост председателя World Snooker в 2010 году он продолжал находиться между 17 и 32 строчками в рейтинге.

Барри Хоукинс, Shootout
Барри Хоукинс — чемпион турнира Shoot Out 2012.

Большой прорыв пришел к Хоукинсу вместе с новым турниром, который организовал Хирн, — быстрый и яростный Shoot Out в Блэкпуле. Турнир, на котором все немного веселятся, ограничивал давление на игроков временем на удар. На Shoot Out приходила громогласная и обычно выпившая публика, что было само по себе впечатляюще.

«Там была хриплая публика, которая постоянно двигалась, и все это показывали в прямом эфире по ТВ. Много чего было. Я парил около 20-ой строчки в рейтинге и не чувствовал уверенности в своей игре, но победа на этом турнире помогла мне.»

Барри начал свой следующий сезон с завоевания первого рейтингового титула в своей карьере — Australian Goldfields Open в Бендиго.

«В финале я играл с Питером Эбдоном, и когда я забил победный коричневый шар, я проявил немного эмоций», говорит Барри. «Я нервничал, но это был один из тех дней, когда все шло по маслу. В моей голове было так, будто я просто тренируюсь с Терри Гриффитсом. Я оставался спокойным и чувствовал уверенность.»

Барри Хоукинс
Барри Хоукинс с кубком Australian Goldfields Open 2012.

«Вместе с Терри я поменял в своей технике некоторые вещи, но главное то, что он был там и поддерживал меня. Люди верят тому, что он говорит, тогда как другие тренеры не имели такого опыта, и они притворяются, что знают, о чем говорят, хотя в глубине души сомневаются в своих словах.»

«Иногда в перерыве вы возвращаетесь в раздевалку, а он даже не говорит об игре, если дела идут хорошо. Вместо этого он разговаривает с тобой на отвлеченные темы, чтобы ты расслабился. Здорово, когда он в твоем углу.»

В течение сезона 2012/2013 Барри Хоукинс сыграл больше матчей, чем любой другой игрок в туре. Сезон для него закончился в финале Чемпионата мира, где Барри играл против Ронни О’Салливана, который провел в сезоне меньше всех матчей. Ронни должен был продемонстрировать свой лучший снукер, прежде чем выиграть со счетом 18-13.

«Это было удивительно», — вспоминает Барри. «У меня был изнурительный полуфинал против Рики Уолдена — не лучший мой матч — и тогда у меня сбылась мечта сыграть в финале Чемпионата мира. Многие люди думали, что в финале я провалюсь и Ронни выиграет его с запасом в одну сессию, но я оказал на него давление, и он даже признался, что не играл так же хорошо, как в течение всего турнира.»

Барри Хоукинс, Ронни О Салливан, финал, чемпионат мира
Барри Хоукинс и Ронни О’Салливан перед финалом Чемпионата мира 2013.

«Это было сюрреалистично. Когда ты в Шеффилде, ты не ценишь то, что там происходит. Там так много сессий. Все происходит в режиме нон-стоп. Складывается ощущение, что ты никогда не снимешь свою жилетку. Осознание всего пришло только после просмотра фотографий — я понял, что играть в финале Чемпионата мира было большим достижением. Не многим людям удавалось подобное. Это придало мне уверенности в себе. Я всегда буду сомневаться в себе, но в глубине души буду знать, что смогу это сделать, и это главное.»

«Я не хочу играть ради того, чтобы быть хэдлайнером в СМИ, и говорить что-то только ради того, чтобы меня заметили. Я здесь для того, чтобы играть в снукер и пробовать выигрывать турниры», — говорит Барри. «Я думаю, люди считают меня топовым игроком, но меня не сильно заботит, что они говорят. Меня это не волнует.»

Хоукинс пополнил свою коллекцию трофеев победами на Players Championship в 2014 и World Grand Prix в 2017. Кстати, в финале Мирового Гран-при, играя против Райана Дэя, он отметился пятью сотенными сериями.

Барри мог завоевать еще несколько титулов. В 2016 году в финале Northern Ireland Open Хоукинс проиграл Марку Кингу со счетом 9-8, а в финале Welsh Open 2018 уступил Джону Хиггинсу 9-7.

Хоукинс однажды занимал 4-ое место в мировом рейтинге — лучший результат в карьере. Новой же сезон «Ястреб» начнет с 9-ой строчки. Стоит отметить, что за всю свою карьеру Барри заработал £2.4 миллиона, большая часть из этой суммы была собрана за последние семь лет.

Его карьера подчеркивает важность соревновательной игры, поиска своего пути и обретения уверенности, которая приходит с достижением успеха.

Скромный и любимый игрок — его не должен заботить его возраст. В топе-16 мирового рейтинга есть четыре игрока, которым практически столько же лет, как Барри. Это Ронни О’Салливан, Джон Хиггинс, Марк Уильямс и Стюарт Бинхэм — их всех можно отнести с игрокам, карьера которых преобразилась при руководстве Барри Хирна.

«Я хочу продолжать развиваться», — говорит Барри. «Все ради того, чтобы оставаться мотивированным, потому что я немного разочаровался во всех этих разъездах в последние несколько лет. Иногда я немного расстраиваюсь, зная, что мне надо уехать в Китай на пару недель. Я немного скучал по дому, но в последнее время я справляюсь с этим лучше. Думаю, если я смогу оставаться преданным игре, то впереди меня ждет еще несколько лет карьеры.»

Источник: журнал Snooker Scene, июль 2019. Перевод: Фархад Садыков.

Подписывайтесь на нас во ВКонтакте, чтобы не пропускать новые материалы!

Поделитесь с друзьями