5/5 - (1 голос)

В спортивной сфере, где всё больше и больше доминируют такие понятия, как «играй до свистка» и «дождись вынесения официального решения», снукер остаётся игрой, борющейся за объективность и поощряющей выступление игроков в качестве вторичных судей.

Это было явно продемонстрировано на большой арене, когда Дин Джуньху признался в собственном фоле в четвертьфинале Мастерс, играя против Люки Бреселя. Когда счёт был 3-3, Дин признался, что сдвинул биток и впоследствии проиграл фрейм. Судья не заметил нарушения, но Дин сам сказал об этом. Этот пример спортивной честности попал на первые полосы на родине Дина.

Ролик с данным инцидентом был просмотрен более четырёх миллионов раз в соцсетях Китая, а история пересказывалась национальными новостными СМИ. Chengzhe Tai, один из популярнейших снукерных журналистов Китая, заявил, что внимание публики привлёк статус Дина – одного из самых известных спортсменов Китая.

Chengzhe сказал: «Снукер известен в Китае как джентльменская игра, в которую играет огромное количество людей, а Дин в этом виде спорта – суперзвезда. Хотя справедливо признать, что в целом ситуации с признанием собственного фола происходят нечасто. В этом случае Дин, как я считаю, заставил людей осознать, что снукер – это игра со справедливым духом и благородным стилем, тогда как многие другие виды спорта не предстают перед нами в таком ключе.»

«Произошедшее всколыхнуло все виды СМИ, не только спортивные. China Daily писала об этом и об этом говорилось в новостях на канале CCTV. Эта история транслировалась с высочайшими рейтингами в социальных медиа. Если бы какой-то другой, менее популярный, чем Дин, китайский игрок поступил так же, то этого могли бы и вовсе не заметить. Однако, когда Дин совершает нечто, все моментально проникаются случившимся, поскольку он всегда на виду и на слуху.»

Признавать незамеченные фолы – вообще нечто, внедряемое в психику снукериста с юного возраста. Любители в основном проводят матчи без судей и сами исполняют их обязанности. Поскольку прогресс игроков сейчас становится предметом всё более критического наблюдения, правило признаваться в своих фолах остаётся фундаментальным для духа игры. Бывший чемпион мира Шон Мёрфи твёрдо убеждён, что это как раз то, что отличает снукер от других видов спорта, таких как футбол, и подаёт надлежащий пример молодёжи.

Шон Мерфи, Нил Робертсон

«Мне кажется, грабители банков стоят выше футболистов в вопросах честной игры,» — сказал Мёрфи. «Я вообще не могу представить себе вид спорта хуже футбола. Они постоянно пытаются жульничать и обманывать рефери. Они хоть осознают, какую модель поведения демонстрируют? Я этого просто не понимаю.»

«Мы же на мили впереди большинства видов спорта в плане честной игры. В нашей игре есть свой кодекс чести. Я не хочу побеждать тебя, если игра – нечестная. Я хочу смотреть тебе в глаза, понимая, что выиграл, потому что я лучше тебя, а не потому что сжульничал, пока судья не видел. Мы не идеальны, инциденты случаются, но в туре существует явное чувство неприязни к любым игрокам, ведущим себя нечестно.»

Журналист Гектор Наннз обозревает снукерные события в течение 16 лет и также работает по другим видам спорта, таким как теннис и футбол. Как и Мёрфи, Наннз полагает, что снукер наголову превосходит по честности другие виды спорта.

«У тебя, как у спортивного журналиста, есть возможность не просто освещать то, что происходит на столе, корте или поле, но и наполнять происходящее каким-то контекстом,» — рассуждает Наннз. «Имея возможность сравнивать ситуации, спортивная порядочность или её отсутствие – один из самых полезных инструментов в арсенале комментатора. В целом, снукер существенно превосходит другие виды спорта в вопросах этики и честной игры. Тому есть бесчисленные примеры за предшествующие десятилетия, но два, немедленно приходящие мне на ум, связаны со Стивеном Хендри и Фергалом О’Брайеном.»

«Хендри, как всем хорошо известно, поставил под сомнение решение рефери и отказался играть свободный шар, когда он вёл со счётом 16-15 в финале Чемпионата мира 1994 г. против Джимми Уайта. Это могло стоить ему многим больше, чем просто потеря фрейма в самом важном турнире, но история – и, может быть, карма, показывают нам, что справедливость дороже, Стивен выиграл со счётом 18-17.»

«Позднее в сезоне и снова с участием Джимми Уайта произошёл ещё один случай, когда О’Брайан объявил о собственном фоле в решающем фрейме квалификационного матча на International Championship. Уайт оформил победу со счётом 6-5.»

«Стремление к превосходству любой ценой в снукере случается довольно редко, самоконтроль игроков в какой-то степени срабатывает даже быстрее дисциплинарного кодекса. Любого, кто регулярно маячит в поле зрения оппонента при ударе или шумно себя ведёт, быстро ставят на место.»

«Футбол и теннис медленно обрастают такими вещами, которые раздражают в этих видах спорта большинство людей, и некоторые из этих вещей, такие как – заискивание перед судьями и попытка их обмана, затяжные бесполезные перерывы на туалет, случайно происходящие в самое подходящее время, и многое другое – применимы и к снукеру. Но в то же время снукер предполагает и требует соблюдения определённых стандартов, которые увидишь не везде.»

Роль рефери не ослаблена моральным кодексом поведения, соблюдаемым игроками. Обслуживать матчи на высшем уровне в снукере требует чрезвычайной концентрации, поскольку некоторые сессии длятся часами. Пол Коллиер – один из самых уважаемых снукерных рефери, судивший два финала Чемпионата мира. Сейчас он также является членом руководства World Snooker’s Tournament и чётко осознаёт всю ответственность судей.

Коллиер заявляет: «Очень хорошо, когда игроки сами назначают себе фол. Я не думаю, что есть хоть один игрок, который продолжит играть, зная, что совершил фол. Однако, несмотря на то, что игроки любят одобрение общественности, которое получают, когда признают свои фолы, они всё же ожидают, чтобы мы их в этом опережали. Ты всё равно должен следить за игрой внимательно, с таким же сосредоточением.»

«Есть много случаев, когда игроки не знали, что сфолили и нужно было вмешиваться. Большой плюс заключается в том, что они никогда тебя не спрашивают, они знают, что не было такого рефери в истории снукера, который получал бы удовольствие от назначения фола. Это просто то, что ты должен делать, твоя работа.»

«Некоторые чувствуют себя несправедливо обиженными, но в целом все они знают, что мы делаем это исключительно в целях соблюдения правил, абстрагируясь от личностности. Ты всегда должен следить за происходящем за столом. Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний матч. Я судил на протяжении 28 сезонов, но если я сделаю что-то неправильно, то знаю, что об этом будут говорить весь следующий месяц.»

Источник: World Snooker. Перевод: Николай Вочников.

Подписывайтесь на нас во ВКонтакте, чтобы не пропускать новые материалы!

Поделитесь с друзьями