Чемпионат мира по снукер, трофей

Как пресса отвернулась от снукера

Оцените статью. Спасибо!

Почему британская пресса в значительной степени отвернулась от снукера в то время, как спорт процветает во всем мире и становится все более привлекательным зрелищем?

Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что снукер находится сейчас в своей лучшей форме. До того момента, пока Барри Хирн не возглавил World Snooker, в снукерном календаре было всего 6 рейтинговых турниров. Однако, в этом сезоне их уже 20. Общий призовой фонд держался на уровне £3.5 миллионов до 2010 года, но к сегодняшнему дню вырос уже до £15 миллионов, а к 2020 году ожидается рост и вовсе до 20 миллионов.

Победитель Чемпионата мира в этом сезоне получит чудовищные призовые деньги – £500 000. Такие легендарные игроки, как Ронни О’Салливан, Джон Хиггинс, Марк Уильямс, до сих пор пребывают в хорошей форме. На вершине к ним присоединяется огромное количество новых признанных победителей турниров. А еще с ними конкурирует беспрецедентная волна молодых и талантливых игроков из Китая. Зрелище захватывает, мощь вызывает испуг, а стандарты неизменно высоки.

Барри Хирн
Барри Хирн, руководитель World Snooker.

Так почему, когда снукер успешно распространяется по всему земному шару и даже питает слабые надежды стать частью Олимпийских игр, британские СМИ поворачиваются спиной к спорту, собирающему у телеэкранов такое количество зрителей, которому позавидуют другие?

Давайте кое-что проясним. Когда я впервые освещал Чемпионат мира в Крусибле, каждая британская газета имела своего специального корреспондента, либо штатных сотрудников, пришедших из футбола или еще откуда-то. Также бывали случаи, когда нанимали фрилансеров, специализирующихся на снукере. Это привело к настоящему шуму, креативному взрыву и духу соревнования. Счастливые редакторы, пишущие истории за историей, начали заполнять ими все пространство.

На большинстве турниров этого сезона не было ни одного штатного журналиста из какой либо газеты. Было всего два фрилансера, работающих на мало заинтересованные газеты. Даже служба Press Association, издающая газеты, бесплатный доступ к которым можно получить после оформления годовой подписки, фактически перестала работать. Джон Скилбэк годами держал на плаву раздел о снукере в Press Association. Но делал он это по большей части на выходных, так как занимал руководящую должность на основной работе. Совсем недавно он ушел оттуда.

Большинство читателей предположили бы, что иметь возможность посещать крупные турниры по снукеру и сообщать о них, — это несомненное удовольствие. И они могут быть правы. Обратная сторона, к сожалению, заключается в том, чтобы убедить журналистов освещать спорт адекватно и компетентно, а во многих случаях получается наоборот.  Это не очень здорово. В действительности, после прошествии нескольких лет это может деморализовать.

«Правильные» газеты, как некоторые продолжают их называть, обычно виноваты больше всех. The Guardian знают все, но они забыли о снукере с тех самых пор, как Клайв Эвертон, уважаемый журналист, долгое время работавший на это издание, покинул его. Следующей газетой стала The Daily Telegraph, которая в течение года публиковала наибольшее количество материала об игре до тех пор, пока Джон Ди, другая авторитетная персона в этой области, не поменял место работы.

The Times стала недавней жертвой, когда новая редакционная политика, установленная пару лет назад, теперь не уделяет должного внимания наследию, которое оставил Фил Йетс. К счастью, он продолжил писать о снукере, как независимый журналист. Я знаю, это издание любит босс «Betfred» Фред Дан, но, к сожалению, The Times не самое лучшее место, где можно почитать о завораживающем Чемпионате мира по снукеру в Крусибле, который как раз таки поддерживает компания Фреда.

Проще говоря, читатели не жалуются на The Times. Джо Хар, влиятельная фигура в так называемом «закулисье», отвечает за то, какой вид спорта будет выбран для освещения. Он сделал мало для поддержки снукера на предыдущих местах работы: в газетах Daily Mail и Daily Telegraph, и доказал тем самым, что является недругом снукера.

The Independent больше не выпускается в печатной версии, она полностью ушла в онлайн. Их освещение снукера было и остается несущественным и в значительной степени основано на материалах агентства Press Association.

Ли Клэйтон, глава спортивного отдела в Daily Mail, скоро займет руководящую должность на радио «talkSPORT», руководствуясь бОльшим заработком. Клэйтон всегда утверждал, что является фанатом снукера, хотя это редко отражалось на страницах его газеты в течение всего сезона. В течение многих лет Mail on Sunday (дочерняя газета Daily Mail) поддерживала регулярные и утомительные нападки против снукера, которые осуществлял удостоенный разных наград колумнист Патрик Коллинз. Сейчас он на пенсии.

Гектор Наннс
Гектор Наннс, автор статьи.

Почему так происходит? Когда меня спрашивали об этом (и поверьте, это было много раз), у меня были некоторые действительно изумительные ответы. У меня есть допущения, что у читателей присутствуют веские причины чувствовать разочарование из-за сокращения расходов изданий, высокой занятости их редакций и беспокойство об отсутствии места в газете под ежедневные короткие заметки с Чемпионата мира… И многое другое. Курс не меняется.

Усилия организации World Snooker, а точнее ее медиа-отдела, по выявлению причин, по которым журналисты плохо освещают спорт, наткнулись на кирпичную стену. Спасибо им за их попытки.

Есть что-то, что мешает этим людям начать писать статьи о снукере. Однако, они с удовольствием пишут о третьесортных соревнованиях Игр Содружества или о клубном регби, который интересен в лучшем случае нескольким тысячам болельщиков.

Настоящая загвоздка в том, что многие просто не верят в это. Освещая другие виды спорта, особенно футбол, и работая заместителем редактора в спортивном отделе прежде, чем стать главным редактором, я точно не могу быть обвинен в том, что я «одноглазый» журналист со снукерным уклоном. У меня есть хорошее представление о том, что традиционно входит в игру, а что нет, когда дело доходит до снукера, относительно других видов спорта, не связанных с футболом, а также о сильных и слабых сторонах. Честно говоря, мне пришлось в этом разобраться, чтобы выжить там.

И проблема также не в финансах. Газеты, когда они этого действительно хотят, находят тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч для всякого рода экспериментов, новых сотрудников, известных авторов и цифровой экспансии. Затраты на достойную статью составляют примерно £50-£100 — это гроши, капля в океане. Это показывает то, что снукер упал в нижнюю часть списка приоритетов для этих людей.

Я могу категорически заявить, что «что-то прогнило в Датском королевстве» (в оригинале фраза выглядит так:  «Something is rotten in the state of Denmark» и встречается она в произведении Шекспира «Гамлет»; смысл иронической фразы в том, что наблюдается признаки явного неблагополучия где-либо, при этом причины этого не совсем понятны, либо о них умалчивают, — прим. пер.). Статьи, которые менее интересны, и спорт, который смотрят гораздо меньше людей, занимают в газетах больше места, чем снукер. К тому же, снукеристов узнают чаще, чем героев подобных статей. Даже крикет и регби, два крупных вида спорта, сделали бы все, чтобы сравняться по рейтингу со снукерными трансляциями по ТВ.

Также несправедливо, что некоторые газеты не пишут о снукере из-за такой политики: «это не заслуживает внимания, если это не договорный матч». Никакие другие виды спорта не должны действовать в соответствии с этими ограничениями, игнорируя главные события.

В последние годы вышеупомянутый стандарт хорошо распространился в таких таблоидах, как The Sun, Daily Mirror, Daily Express и Daily Star. А мой коллега фрилансер Нил Гулдинг поспособствовал этому в некоторых изданиях Шотландии и Ирландии. Картина не совсем радужная. The Sun, например, занимается серьезным урезанием расходов, когда дело касается снукера.

Часто в редакции присылают хорошие статьи — их либо игнорируют, либо сокращают до одного или двух абзацев. Потребность в больших сенсациях, на которых будут основаны такие статьи, никогда не была такой высокой. И это не хорошо ни для кого — ни для игроков, репортеров, читателей и спорта. Вам попросту не нужно это, истории есть, и они достаточно хороши, но вы должны дать им немного кислорода.

Фанаты в футбольных майках в театре «Крусибл» на Чемпионате мира.

Не поймите меня неправильно. Также, как я люблю писать обзорные статьи на 1000 слов об интеллектуальном снукере, также я люблю хорошую таблоидную статью о снукере. Они могут быть очень веселыми, нести огромное влияние, привлекать гораздо более широкую аудиторию и, скорее всего, будут подхвачены радиостанциями и телевидением. Классический пример такого инфоповода — «запрет футбольных маек». В прошлом году организаторы Чемпионата мира в Крусибле запретили зрителям появляться на арене в футбольных майках (по ссылке можно посмотреть интересный сюжет BBC Sport по этой теме — прим. пер.).

Но я хочу видеть снукер в этих двух видах, потому что этот спорт заслужил подобное. Снукер рискует стать только «телевизионным» спортом. Под этим я подразумеваю то, что если сотни часов освящения по телеканалам BBC и Eurosport не дополнятся интересом к другим формам медиа, то существует реальный риск того, что снукер станет спортом только для ярых болельщиков и консерваторов, и больше не будет важным элементом в более широком спортивном ландшафте, как это было на протяжении многих лет.

Мы видим эту тенденцию в программе награды BBC «Спортивная личность года». Жюри, в которое входят многие спортивные журналисты вышеупомянутых газет, не посчитало нужным включить в шорт-лист даже Ронни О’Салливана. Если игрока в снукер нет в шорт-листе, то публика никогда не получит шанс проголосовать на него.

И отчасти поэтому мы не видели серьезную фигуру игрока в снукер с тех пор, как Стивен Хендри стал вторым после Пола Гаскойна и его слез на Чемпионате мира по футболу в Италии в 1990 году. Стив Дэвис входил в топ-3 пять раз в 80-е года. Оба, и Хендри, и Дэвис, отнесли такую ситуацию к снобизму, и я полностью с ними согласен. Сбивает с толку тот факт, что в снукере присутствует класс мастеров, который есть и в других видах спорта. Мы знаем, что многие профессионалы старшего возраста начинали играть в задымленных от сигарет залах, где были распространены азартные игры, но в равной степени столы для снукера занимают почетное место в престижных заведениях, таких как RAC Club в Pall Mall и Groucho Club в лондонском Сохо.

Стивен Хендри, старые фото, 1990
Портрет Стивена Хендри, снятый в Лондоне в 1990 году. В этом году он впервые стал чемпионом мира. На тот момент ему был 21 год.

Но одно совершенно очевидно. Игнорирование снукера в течение 345 дней в году, а затем ежегодная отправка журналиста для создания неоригинальной статьи о порочности гения Ронни О’Салливана в Крусибле, — все это не является надлежащим освещением спорта или хотя бы адекватной журналистикой.

И еще становится понятной одна вещь. Если вы, любители снукера, хотите, чтобы британская пресса справедливо относилась к этому спорту, вам придется начать жаловаться ответственным лицам, потому что если оставить их предоставленными самим себе, то они не сдвинутся с места.

Снукер больше, чем жертва личных прихотей и влияния. Игроки делают свое дело за столом и заслуживают гораздо большего. Давление со стороны читателей и сила протеста, возможно, единственные оставшиеся инструменты воздействия на прессу.

Автор: Гектор Наннс, журнал «Snooker Scene». Перевод: Фархад Садыков.

Подписывайтесь на нас во ВКонтакте, чтобы не пропускать новые материалы!

Читайте также:
— Терри Гриффитс: от лиги Лланелли до чемпионата мира
— Вокруг света: снукер в Норвегии
Марк Аллен — о психологический проблемах в своей игре. Его поддержал Ронни О’Салливан

Поделитесь с друзьями

Один комментарий

Комментарии закрыты.